Автомобильная экспедиция Самара – Териберка – Хибины – Самара. Часть 4

6 – 10 августа. Хибины

К вечеру 6-го августа мы добрались до города Кировск, который находится прямо в горах. Рядом с Кировском расположен город Апатиты. Эти два города славятся тем, что из апатит-нефелиновой руды производят удобрения, которые используют по всей России. Да, местные горы богаты апатитом и другими интересными минералами, но об этом позже.

Хибины

В Хибинах уже находилась большая группа из Самары во главе с Галиной Алексеевной Акаевой и нам нужно было каким-то образом примкнуться к ним. Проблема в том, что в районе базы спасателей у Куэльпорра телефон не берет совсем и мы не знали кто и где находится. Кроме того, там же должна была находится еще одна группа из Самары во главе с Александром Николаевичем Коноваловым, которая приехала туда на “Соболе”. Нам повезло, что Александр Николаевич трубку взял и были они еще в хостеле в Кировске. Как раз собирались на следующее утро выдвигаться на Куэльпорр. Мы приняли решение тоже остановиться в Кировске на съемной квартире. В хостеле 4-местный номер стоил 2000 рублей в сутки, но душ и кухня были общие. Квартира стоила 2300 рублей, но там все было внутри, поэтому выбор очевиден. Кстати, сравните цены. Квартира в Кировске была гораздо комфортнее и ухоженнее той, что в Териберке, но 2300 – цена просто аренды квартиры, независимо сколько людей там будет, а вот в Териберке деньги берут от 1000 рублей за человека в сутки, хотя не все квартиры там отличаются ухоженностью. В общем, как-то так🤔

Утром 7-го августа мы всей толпой решили посетить сначала музей, чтобы воочию увидеть минералы, которые можно найти в Хибинах, а затем уже в 2 машины пытаться прорваться на Куэльпорр. Музей в Кировске потрясающий: огромное количество экспонатов, шикарная коллекция минералов, но больше всего нас поразил аудиогид. Просто воспроизводишь на телефоне и ходишь слушаешь от экспоната к экспонату. Музей, кстати, бесплатный и находится по адресу проспект Ленина, 4А. Очень рекомендуем.

Вход в музей
Музей

После музея мы поехали за “Соболем” вглубь Хибин к горе Куэльпорр, где расположен лагерь спасателей и стоит основная самарская группа. Дорога туда ведет не для всех. Сначала она вроде бы даже ровная, но до ближайшего карьера, дальше нужно съехать в русло реки и двигаться по нему. Ехалось приемлемо, не считая, что в одном месте немного зарылись в щебенку в ручье, но выбрались без посторонней помощи.

Штурмуем ручей

Ехалось до участка, где нужно было прямо по ручью с огромными валунами пробираться метров 100. “Соболь” проехал, а мы не решились, нам на этой машине еще обратно больше 2,5 тыс километров ехать. Передний привод и невысокий клиренс не очень подходит для таких приключений. Благо, Александр Николаевич согласился за нами вернуться, а мы оставили машину у ближайшей гостинице. В общем, спасибо ему за это огромное!
К вечеру того дня мы были уже на Куэльпорре и соединились со всей остальной самарской группой🙌🏻

Лагерь у Куэльпорра

На 8 августа было огромное количество планов. Из-за того, что мы провели в Териберке лишние 2 дня, а дата отъезда домой не сдвинулась, прогулка по Хибинам оказалась довольно скомкана, но впечатлений все равно хватило.

Утро добрым… Бывает

Итак, в первой половине дня мы прогулялись до водопада “Красивый”, а затем я поднялся на гору Куэльпорр, где в 70-х годах прошлого века производились подземные ядерные взрывы для испытания нового способа добычи полезных ископаемых. В общем, об этом я подробно еще расскажу в видеоролике.

Водопад “Красивый”

Почти у вершины горы располагается брошенная буровая, она стоит там как уникальный экспонат горнодобывающей промышленности, где можно походить и изучить как она устроена. Остались даже керны, вынутые из глубины.

Буровая
Пневмобур

С горы открывается шикарный вид: если смотреть прямо, то можно увидеть озеро Гольцовое, если смотреть назад, то видна дорога из Кировска.

Вид на озеро Гольцовое
Вид на дорогу из Кировска

Под горой, кстати, располагается штольня (и не одна), по которой вывозили породу из-под земли после ядерного взрыва. Я пытался залезть в эту штольню, но забыл в лагере резиновые сапоги, а внутри стоит вода. Дозиметр, кстати, тоже бы не помешал, хотя и говорят, что там радиации нет.

Штольня

Вечером я вновь изъявил активное желание пойти на рыбалку, на этот раз все ребята пошли со мной. Говорят, что на озере Гольцовое водится рыба, да и Николай Евгеньевич нам сказал, что до него идти километра два… В общем, мы пошли. Прошли 2 километра, а озера все нет. Прошли 5 километров, а озера все нет. И только на 6-м километре появилось долгожданное оно. Да уж, Николай Евгеньевич, похоже в каких-то милях нам расстояние сообщил. София не выдержала таких вечерних издевательств и отправилась обратно в лагерь, ну а мы стали искать место где бы порыбачить. Нашли парочку, покидали спиннинг – по нулям. Расстроенные все смотали и пошли в лагерь. Опять не покушали свежую красненькую рыбку.
По дороге к лагерю увидели свежие медвежьи следы, которых не было, когда мы шли туда. Рации к тому моменту сели и мы не знали встретилась ли с ним Соня или нет. А судя по маленьким следам рядом, это была медведица с медвежатами, что придает ей больше опасности. У нас был с собой сигнал охотника для отпугивания медведей, но как на зло, мы его с собой на озеро взять забыли. В общем пришлось идти и кричать песни группы “Король и Шут” чтобы отпугнуть зверя и не застать его в расплох. В лагере оказалось, что Соня жива, медведя она таки видела, но разошлись они по своим делам мирно🐻

Медвежий след
Следопытим

9-го августа утром мы стали искать способ переправиться обратно в Кировск, пора уже уезжать, а в планах еще найти отвалы местных карьеров и подобывать там редкие минералы. В обед на Куэльпорр приехал УАЗ буханка и за скромные 5000 увез нас в Кировск. Вообще, там заброска и выброска по 5-7 тысяч стоит спокойно, у местных буханководов целый бизнес.

Куэльпорр
Просто красивый вид на гору Куэльпорр
Вид на долину

Перед отъездом мы решили вновь снять квартиру на ночь, чтобы отмыться и привести себя в порядок перед дорогой. Квартира нашлась в Апатитах за ту же цену 2300 рублей. София и Сергей остались отдыхать, а мы с Юлей поехали вечерком к отвалам карьера горы Кукисвумчорр за минералами. В общем, я далеко не специалист по тем камням, но могу сказать, что мы наколотили целый мешок эвдиалита, эгирина, зеленого полевого шпата, сфена, хибинита и каких-то еще, которые нужно рассмотреть и определить.

Юля добывает минералы
Добыча

В карьере, кстати, мы встретили стаю куропаток, которые ловко бегали между камней, позировали и совершенно не собирались улетать. Китов в Териберке не посмотрели, медведя, кроме Сони, никто не видел, а мы хоть на куропаток в тундре посмотрели и то хорошо. Вот с такими результатами мы вернулись в Апатиты готовиться к обратной дороге. Завтра в путь домой🚗