Автомобильная экспедиция Самара – Териберка – Хибины – Самара. Часть 3

2 – 6 августа. Териберка

Териберка – село на самом берегу Баренцева моря, которое является частью Северного Ледовитого океана. Это единственное в европейской части России место, где до океана можно добраться на автомобиле 🚗

Старая Териберка

Приехали мы в Териберку уже под вечер. На ближайшие пару дней обещали дождливую погоду, поэтому мы приняли решение снять квартиру на эти двое суток, благо после выхода фильма “Левиафан” селом заинтересовались туристы, а где есть туристический поток, там есть и предприимчивые местные жители. Вообще, за последние годы различных гостиниц в Териберке появилось как грибов после дождя, да и квартиры сдаются в огромном количестве. Ценник на гостиницы конский, поэтому мы выбрали съемное жилье, хотя оно тоже не отличается дешевизной. Забегая вперед скажу, что за 2 дня на четверых мы отдали 10000 рублей. Заранее мы квартиры не бронировали, думали, что без проблем найдем прямо на месте. Как бы не так. Штурмуя Букинг и Авито, обзванивая все приемлемые варианты, ужасаясь от местных ценников и от того, что все занято, мы наконец нашли квартиру и заселились. Стоит отметить уровень доверия к туристам у местных жителей. Когда София договаривалась с хозяином квартиры, он сам находился в Москве и по телефону объяснял как попасть внутрь, где все лежит, где спрятаны ключи. От квартиры ключ вообще лежал под ковриком 🔑

Ладейное

На следующий день погоду обещали не очень и мы утром, пока не начался дождь, пошли искать где продают местные морепродукты. Уж очень хотелось откушать свежих морских ежей и гребешков, но никто ими не торговал. Обзвонив десятки номеров ловцов, которые нам давали местные жители, мы так и не смогли ничего найти. Кто-то недоступен, а кто-то не ловил ничего, в связи с погодой. Начался дождь и мы вернулись в квартиру. Сидеть там долго не хотелось, поэтому, одевшись в дождевики и резиновые сапоги, мы направились в тундру на рыбалку. Взяли два спиннинга, горсть различных блесен/воблеров/джиг-головок и пошли в сторону более-менее приличного озера. В общем, оторвали две блесны, наелись ягод, промокли и с пустым ведром вернулись в квартиру сушиться. На этом приключения 3-го августа окончились 😐

В поисках рыбного озера
Озеро

4-го погоду обещали по-лучше, мы собрали вещи и покинули квартиру, уехав в сторону водопада. Планировалась прогулка до брошенной позиции береговой батареи №199, с посещением двух водопадов, пляжей и других интересных мест. На выезде из села в гаражах, где, по рассказам местных жителей продают морепродукты, мы наконец увидели продавца. Купили 1 кг морских ежей и 3,5 кг гребешков, решили их отведать в красивом месте у океана. Стоили они по 750 руб/кг. Взяли с собой маслица, сольки, газовую горелку и сковороду, поднялись на гору с прекрасным видом и начали кашеварить.

Ежи и гребешки

Морских ежей едят сырыми и суперсвежими. Ножом разламывается панцирь и кушается оранжевая икра внутри. Еще раз повторяю: морских ежей едят СУПЕРСВЕЖИМИ. Первые несколько штук мы вскрыли и попробовали свежайшую икру с йодистым вкусом. Довольно необычно, но не противно. Даже вкусненько, но с количеством мы переборщили. В килограмме их было штук 20, а вполне достаточно по 1-3 ежа на человека. В общем, мы с Сергеем и Юлей скушали по ежу, София отказалась, ибо не любит морепродукты. Оставшиеся ежей мы решили все разом вскрыть и поместить икру в один панцирь, а из него уже покушивать. Это была роковая ошибка. Повторю в третий раз: ЕЖЕЙ НУЖНО ЕСТЬ СУПЕРСВЕЖИМИ. В общем, пока мы все это вскрывали, внутренности ежей при контакте с кислородом стали менять вкус на более противный и их стало невозможно есть.

Икра ежей
Пробуем

Перейдем к гребешкам. С ними все проще. Вскрывается раковина, достается “пятак” (широкая цилиндрическая мышца, которой гребешок закрывает раковину), очищается от другой требухи (ее, кстати, тоже можно есть) и обжаривается на сковородке в оливковом масле. Вот гребешки были очень вкусны, не хватало их затушить в сливках, да подать с макарошками. Кстати, их так же можно кушать сырыми.

Разделанные гребешки

Отобедав, мы направились в сторону заброшенной позиции береговой батареи времен Второй мировой войны. Погода стала значительно портиться и прямо у пушек нас застал дождь. Кое-как отсняв видеосюжетик об этом месте, мы побежали обратно к машине. Нужно было уже думать о лагере.

Пушка

К вечеру погода совсем стала противной, с океана дул сильный ветер, моросил дождь. Спрятавшись от ветра за скалой, мы наконец определились с местом для лагеря. Ох как мы натягивали над палатками тент… Это достойно экранизации. На ужин пожарили картошечку со свежесобранными подберезовиками и подосиновиками (они, кстати, растут по всей тундре – собирай сколько влезет), затем разбрелись по палаткам спать😴

Подосиновик

Ночь была беспокойная. Ветер постоянно громко трепал тент, намереваясь порвать веревки и к утру ему это удалось. Благо дождь к тому моменту закончился. Зато чуть позже погода кардинально изменилась на солнечную, ветер сменил силу и направление – теперь он дул с юга. Наступили прекрасные времена, плохая погода нас покинула до самого отъезда с Кольского полуострова. Утром было принято решение повторить вчерашний маршрут до заброшенной береговой батареи и доснять недостающие кадры, ну а затем спуститься к океану и полюбоваться его красотой. Сказано – сделано. Все прошло без приключений, океан был прекрасен.

Водопад
Береговая оборона
У океана

По планам мы должны в этот день утром уехать из Териберки в Хибины, но непогода сдвинула наши планы на пару дней, мы ведь еще не все посмотрели на краю Земли. Лагерь решили разбить у океана, но с другой стороны села. По пути мы с Сергеем решились искупаться в Северном Ледовитом недалеко от пляжа “Яйца драконов”, который назван так по огромному количеству круглых валунов на берегу. На море был шторм, поэтому мы искали безопасное место для купания и нашли его после недолгих поисков. Это была большая чаша в прибрежном граните, куда штормовые волны заливали воду, а из этой чаши вода бурным потоком по желобку переливалась в другую чашу. Такой природный аквапарк. Спускаешься в одну, тебя потоком уносит в другую, а оттуда вылезаешь на берег. Ничего опасного – там больших глубин нет, но искупались мы душевно. Соль смывали с себя в пресных лужицах на тех же гранитных скалах выше уровня моря. Кстати, холодно спускаться в такую воду только первый раз, главное сделать это резко, иначе первая половина тела успеет замерзнуть раньше, чем вторая и уже будет не то. Второй заход был уже веселее, ну а на берегу прям тепло становилось после такой воды.

Природный аквапарк
Яйца драконов

Ближе к вечеру мы переехали в правую часть тундры, относительно села по грунтовке до того момента, пока дорога не стала ухабиста и не пошла круто в гору. Наша переднеприводная Kia вряд ли бы потянула такой экстрим, поэтому мы разбили лагерь на площадке перед горой у моря.

Лагерь
Закат над морем

У меня был незакрытый гештальт. Мне срочно нужно было поймать форель или хариуса, иначе зачем я брал с собой спиннинги? В ночь я решился дойти до реки Орловка и покидать спиннинг там, со мной идти никто не захотел, поэтому общались мы по рации. Ночи в начале августа были еще белые, поэтому путь по тундре не составил труда – видно все. После кучи неудачных попыток, я достал фонарь и начал заглядывать в воду в поисках форели и увидел их – но были они ооочень маленьке. Поводил перед их носом блесной, они за ней даже охотиться пытались, да размера рта не хватало. Чуть в стороне на крюк все же попалась маленькая форель, которую здесь называют кумжа, но она была настолько маленькая, что я ее отпустил и в расстроенных чувствах отправился в лагерь – так и не поели свежайшей красной рыбки 🐟

Мелюзга

Утро 6-го августа выдалось теплым и солнечным – самое время искупаться в океане. Девушки не захотели, ну а мы с Сергеем вновь решили поморжевать на курортах Мурманской области. К утру случился отлив, обнажив прекрасный песчаный пляж, где можно было позагорать после принятия водных процедур. Кстати, Баренцево море здесь не замерзает зимой из-за того, что вдоль Кольского полуострова проходит теплое течение Гольфстрим. Ну теплое оно ровно настолько, чтобы не превратиться в лед зимой, для купания понятие теплоты немного другое.

Тепленький гольфстрим
Курорты Мурманской области

Неспешно собравшись, мы отправились в обратный путь. Впереди еще Хибины. В Мурманске пополнили припасы, заправились и поехали в сторону города Кировск, чтобы оттуда добраться до сердца Хибин – базы спасателей Куэльпорр. Там нас ждали не менее интересные приключения😉

P.S. забыл показать попсовое кладбище кораблей, ловите: