Автомобильная экспедиция Самара – Териберка – Хибины – Самара. Часть 2

31 июля – 2 августа. Маршрут Самара – Териберка

7:30 утра, мы погрузились в автомобиль марки Kia Rio X-Line и отправились в долгий путь. Автомобиль, кстати, перед этим прошел техосмотр, всем рекомендую так делать. Все наши вещи запихнуть в машину оказалось не самой простой задачей. Я заранее подготовился и снял в багажнике перегородку, чтобы туда влезло больше вещей, заодно и смирился, что до конца поездки в зеркало заднего вида можно не смотреть, а ориентироваться только по боковым. Часть вещей мы засунули в салон и расставили по серединке заднего сидения, создав непробиваемую стену между задними пассажирами. Еще часть вещей раскидали по ногам и кармашкам в машине. Забегая вперед скажу, что ближе к концу поездки у нас уже появилась своя методика укладывания вещей и у каждой сумочки уже было свое место🎒

Целью, как вы поняли, являлась Териберка – село на самом краю Кольского полуострова на берегу Баренцева моря. Бесконечные тундры, океан, кладбище кораблей, киты, ягоды, треска, фильм “Левиафан” – это все про Териберку. До нее от Самары навигатор рисовал 2800 километров. Вообще мы рассчитывали ехать 3 полных дня, но с перспективами проезжать в день столько, сколько получится до потери сил😴

В первый день минимальной точкой остановки были окрестности города Иваново. Там как раз получается около 1000 км от Самары. Мы заранее подготовились к отсутствию интернета и распечатали карту всего маршрута. Получилось где-то 50 страниц. Подготовились также и к стоянкам: начиная с 900 километра пути, каждые 100 мы наметили координаты удобных площадок рядом с водоемами, где можно поставить палатки. До Московской трассы Чебоксары-Нижний Новгород ехалось довольно приемлемо. Живописные асфальтированные дорожки между селами, смешные названия (Старые и Новые Какерли, Басурмане, Пикшики, Старые Алгаши и т.д.). Периодически останавливались дабы прогуляться вокруг машины и размять пятую точку, которая стремилась стать плоской. Выехав на трассу в районе села Москакасы, мы обнаружили огромные караваны фур, которые едут 60-80 км/ч и ужасно досаждают людям на легковушках, ведь разрешенная скорость 90 + 19 км/ч. Благо, по этой трассе до Нижнего нужно было ехать всего 150 км. В городе мы пополнили запасы бензина (кстати, у нас с собой была канистра на 20 л в багажнике на экстренный случай) и заехали в Макдак пообедать. Время было 15:00. От Нижнего Новгорода навигатор повел нас в Иваново через город Ковров Владимирской области. После Иваново началась дорога до Ярославля, где нас застал закат. В Ярославле мы дозаправились и закупились всем необходимым в Ленте. Уже стало довольно темно, но вполне еще ехалось. Мы приняли решение становаться перед Вологдой на отметке 1200 км, так и поступили. В 12 ночи по местному времени выбрали съезд с трассы на симпатичную площадочку у реки, которую мы рассмотрели с карты еще дома. В реальности площадочка была завалена мусором и являлась туалетом для недобрых путников. Но деваться было некуда, мы выбрали более-менее приемлемое место и поставили палатки🏕

Старые Какерли

Утро началось с мыльно-рыльных процедур и сушки палаток от выпавшей росы, в 10:00 мы продолжили путь. Дозакупившись в вологодской Ленте продуктами и обедом из картофельных зраз и хинкали, мы взяли курс прямиком на север. Довольно интересно было наблюдать, что с каждым километром время заката увеличивалось. Вот от Вологды в сторону Карелии, да и вплоть до Мурманска, дорога была просто волшебная. Если в Вологодской области камеры еще стояли, то в Карелии они отсутствовали вообще, только в населенных пунктах иногда присутствовали. Фур мало, асфальт довольно ровный, поэтому можно было ехать с хорошей скоростью. Проголодавшись, мы свернули с трассы в совершенно случайное место в Карелии и попали на просто волшебную речку с живописным порогом. Обед прошел во благо и в удовольствие.

Речка в Карелии

Кстати, хоть трасса и прямая, но населенных пунктов на ней стало чуть меньше, поэтому заранее нужно было рассчитывать где бы заправиться, ибо заправок стало тоже меньше. На дороге в 5-6 местах до самого Мурманска делают ремонт и пускают реверсивное движение. Воспользовавшись этим, мы быстренько устремились в тайгу, пока горел красный, и покушали бруснички и чернички. Вкусно!

Брусника

Вот и последний населенный пункт перед длинной, практически безлюдной дорогой – Медвежьегорск. Там, кстати, и закончилось Онежское озеро, вдоль которого мы ехали довольно долго. Увидев огроменную очередь на заправке в Медвежьегорске, мы провели арифметические вычисления и поняли, что бензина нам хватит еще километров на 200, а значит нет смысла терять время и заправимся в городе Сегежа, куда нужно будет немного срулить с трассы. Так и сделали. Почти на границе Карелии и Мурманской области мы наконец пересекли Полярный круг. Все, теперь мы на крайнем севере.

Полярный круг

Уже смеркалось, поэтому мы приняли решение проехать еще сотню километров и встать лагерем на берегу Белого моря за городом Кандалакша. В Белом море, кстати, на островах расположен Кандалакшский заповедник, который направлен на охрану гнездовий птиц. Ох какие птичьи крики доносились с заповедных островов. На месте стоянки в огромном количестве росла северная ягода: черника, брусника, голубика… Были еще не такие вкусные ягоды: водяника и интересная красненькая ягода, похожая на клюкву, которую iNaturalist определил как дёрен шведский. Погодка, кстати, немного подпортилась и на нас пытался моросить дождь, но натянув тент над палатками, мы легли спать на берегу Белого моря в почти белую ночь🌅

Острова в Белом море
Белое море

В предыдущий день мы, кстати, проехали еще 1200 километров. До Териберки остались смешные 400. Когда едешь по Кольскому полуострову на север, очень сильно заметны изменения природных зон. Если в районе Кандалакши была прямо эталонная тайга, то в Мурманске уже деревья стали ниже, что указывало на скорый переход к лесотундре. Кстати, в Мурманской области тайга доходит до самых северных широт в нашей стране. Дозаправившись до полного бака в Мурманске, мы свернули на Териберку. Остались ничтожные 120 км. Тайга на глазах стала таять, уступая место лесотундре, а затем и лесотундра растворилась во мхе, лишайниках, карликовых березах и бесконечных ягодных полях. Мы попали в тундру! Периодически вдоль дороги мы видели стоявшие машины и людей, которые ходили с ведерками по тундре. Мы решили тоже остановиться и не пожалели. Там растет морошка! Подкрепившись ей, мы поехали дальше.

Поиски морошки
Морошка
Добыча

Первые километров 90 до Териберки лежит асфальт, но под конец асфальт резко переходит в ровную грунтовку. Еще 30 километров и мы в Териберке, на краю планеты, где дальше только бесконечный океан и Северный полюс🌐

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *